Финал конкурса «Лучший по профессии»

Было это три года назад, когда нынешний директор Волковысского колледжа УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Г.С.Зялик занимала должность заместителя по воспитательной работе. В очередной раз планируя свою работу, она высказала новую по тем временам идею. Идея заключалась в проведении конкурса на лучшее соответствие выбранной профессии. Вообще различных конкурсов, олимпиад и соревнований в нашей сфере великое множество. Стоит произнести в присутствии педагога слово «конкурс» и многие, наверняка, сделают мрачно-унылое лицо, — столь велико число подобных мероприятий в работе каждого из нас. Однако ситуация с профессиональным конкурсом оказалась иной. То ли предвидела Галина Сергеевна его дальнейшую судьбу, то ли звёзды были расположены на тот момент по-особому, но этот конкурс, однажды появившись на свет, стал жить, развиваться и набираться сил. Получив имя «Лучший по профессии», её детище прочно заняло своё надлежащее место в системе работы, — видимо, сама концепция конкурса оказалась созвучной с миссией колледжа. 

Вот уже несколько лет, как шесть лучших представителей от каждой специальности соревнуются в профессиональном мастерстве. Казалось бы, как можно поставить на одну планку экскурсовода и дизайнера, учителя иностранного языка и воспитателя детского сада? Однако, если долго наблюдать за работой таких различных специалистов, то приходит понимание, что звание «профессионал» с конкретной специальностью в общем-то и не связано. Здесь на первый план выступает способность мгновенно находить правильные решения в различных нестандартных ситуациях, готовность к самоотдаче, преданность своему делу, уважение к тем, кому твой труд служит и, конечно же, любовь к детям, если твой труд служит им. Таким образом, понятие «профессионал» включает в себя множество составляющих, на основе которых становится возможным составить перечень рабочих критериев для выбора победителя. Другое дело, что выбрать этого победителя бывает трудно, ибо каждый участник конкурса, нацелившись стать настоящим профессионалом, зачастую добивается своей цели и тогда жюри попадает в сложную ситуацию. Однако, если смотреть шире, то именно такое положение дел и является воспитательной целью конкурса профессионального мастерства. Ведь все, кто в нём участвует, изменятся при любых обстоятельствах, даже не став победителем. Уточним: на данный момент не став … 

На первом этапе конкурса все претенденты должны провести открытый урок или иное мероприятие в соответствии со спецификой своей специальности. Пожалуй, это и есть самый главный этап. Ну, а при подготовке к финалу, каждый конкурсант должен проявить артистизм, изобретательность, оформительские способности и ещё многое другое, что тоже немаловажно для профессионала своего дела. 

Посетив всё и вся в период проведения этапов конкурса и, не являясь при этом членом комиссии, я, конечно же, спрогнозировал «своего победителя». Я не пользовался никакими критериями, а всего лишь представил себя в роли того, на кого нацелена деятельность конкурсантов. Я задавал себе единственный вопрос: это мой учитель-воспитатель-экскурсовод или не мой? Если руководствоваться одной только логикой и своим безнадёжно технократическим мышлением, то получается, что все — «мои». Все участники достаточно компетентны в своей сфере и вполне способны удовлетворить мои образовательные запросы. Однако, если выбирать одного из них, руководствуясь чем-то другим, то без понятия «специалист от Бога» не обойтись. И это либо есть, либо этого нет. Никому не навязываю своё мнение, но считаю, что этому обучиться нельзя. С другой стороны, не вижу ничего фатального, если «это» отсутствует. Значит, дело в неверно выбранной профессии. Каждый человек для чего-то рождён и нужно искать именно своё предназначение, способное сделать профессионализм реальностью. 

В этом году такого специалиста от Бога я увидел в лице Юлии Адамович, учащейся четвёртого курса специальности «Дошкольное образование». Её работа с дошкольниками сочетает в себе трудно сочетаемые аспекты. С одной стороны — ярко выраженный «материнский компонент», создающий прочную эмоциональную связь с детьми. С другой стороны — жесткая структурированность и регламентированность занятия, свойственная только учителям математики со стажем! И всё это уживается рядом, существуя в равновесии и гармонии. Может быть, поэтому на финальном выступлении Юля предпочла образ «Мисс совершенство»? Возможно, признаком профессионализма является не выраженность каких-то конкретных качеств, а их уравновешенность и гармоничное сосуществование? Своё открытое занятие Юля проводила в первые дни после начала конкурса и все впечатления немного сгладились под влиянием других участников. Я уже был готов к тому, что победитель будет другой. И вот — неожиданный сюрприз! Комиссия, принимавшая решение на основе конкретных критериев и численных показателей, пришла к такому же заключению! 

Так Юлия Адамович стала победителем, навсегда войдя в летопись конкурса «Лучший по профессии». Мы поздравляем Юлию Александровну и желаем ей всю жизнь получать удовлетворение от выбранной профессии! Намеренно не упоминаю других заслуг: музыкальных, танцевальных, общественных, научных и т.д. Такие "козыри" обычно идут в ход, если по существу сказать нечего. Поэтому ограничимся сугубо профессиональным мастерством. В другой ипостаси Юлию можно при желании увидеть на сценах колледжа, Волковыска, Гродно, Белостока ...

Ну, а конкурсу, судя по всему, быть и впредь! Ещё свежи в памяти события недавней школьной практики и те блестящие уроки и мероприятия, которые проводили наши многие учащиеся. Так что недостатка в претендентах на почётное звание «Лучший по профессии» не будет. 

Ю.Н.Загреба, преподаватель физики